Классические стили бонсай и природные формы
Форма каждого дерева так индивидуальна и неповторима, что иногда бывает очень трудно определить, красиво или уродливо выглядит дерево. Существуют тысячи форм, которые коллекционер бонсай воспринимает как красивые. Поэтому нет никакой необходимости устанавливать какие-то строгие рамки, ибо у каждого человека свой вкус. Более того, можно сказать, что внешний вид бонсай находится в зависимости от вкуса, который на разных континентах может различаться. Так в Японии встречаются преимущественно относительно тяжеловесные бонсай с мощным стволом и идеально сформированной кроной. В Европе выращивают несколько более элегантные, в отдельных случаях с очень тонкими стволами бонсай. В США отдают предпочтение более грубоватой и простой форме и ценят бонсай, которые часто достигают 1 метра в высоту.
При формировании бонсай по образцу произрастающих в Европе пород деревьев необходимо всегда иметь в виду основные правила японского искусства формирования бонсай. Это касается главным образом формы отдельных ветвей и основания корней. Общую форму и ствол бонсай можно позаимствовать у растущих в наших лесах деревьев.
Классические стили бонсай можно охарактеризовать следующим образом:
Расположенный по высоте, токкан.
Благодаря своим простым и ясным линиям эта форма является первой и наиболее важной для начинающего коллекционера бонсай. Многие более сложные формы основываются именно на ней. Поэтому желательно основательно изучить эту форму. Кроме того, начиная с формирования бонсай в строго вертикальном стиле легче всего справиться с поставленной задачей.
Метлообразная форма, хокидати.
В безлиственном состоянии кроны бонсай с метлообразной формой выглядят очень филигранно и имеют графический эффект. В подавляющем большинстве случаев для этого стиля используются дзельквы и вязы. Ветви выходят из одной центральной точки ствола и равномерно расходятся во все стороны. Даже корни горизонтально расходятся во все стороны.
При метлообразной форме не образуется какой-то одной доминантной ветви, напротив, все скелетные ветви имеют примерно одинаковую толщину. По мере роста и развития деревца иногда случается так, что отдельные ветви становятся толще остальных и начинают доминировать. Такие ветви необходимо сильно укоротить или вырезать совсем.
Раздвоенный ствол, сокан.
Форму с раздвоенным стволом можно вырастить как из одного корня, так и из двух отдельных корней. При выборе растений очень хорошо, если используется одно более сильное и одно более слабое растение. Благодаря этому бонсай с раздвоенным стволом получаются более гармоничными. Форма с раздвоенным стволом далеко не всегда должна быть строго вертикальной. Она может быть также и слегка наклонной.
Плотообразная форма, икада-буки.
Плотообразная форма встречается в коллекциях бонсай редко. Ее формируют из односторонне растущего дерева, которое располагают горизонтально на почве и заново укореняют. Благодаря этому часть ветвей деревца располагается почти вертикально и по истечении нескольких лет образует множество стволов.
Для формирования бонсай этого стиля используют исходные растения, у которых с одной стороны располагается много ветвей. Позднее из них образуются стволы. Ненужные ветви с противоположной стороны вырезаются прямо у ствола. По всей длине ствола со стороны срезанных ветвей делаются неглубокие насечки, чтобы ускорить образование новых корней. Затем с помощью полосок ткани или лыка растение вдавливают в почву и фиксируют в таком положении.
Многоствольная форма, кабудати.
Аналогично плотообразной форме у бонсай этого стиля многочисленные стволы отходят от одного корня. При этом основная форма может быть строго вертикальной, наклонной или согнутой ветром.
Полукаскадная форма, хан-кен-гай. Исконная природная форма полукаскада встречается у деревьев в горах, растущих на наклонном основании. При формировании полукаскадной формы самая нижняя ветвь бонсай не должна доходить до нижней кромки контейнера (плошки). В качестве контейнеров используют плошки средней высоты круглой, квадратной или шестиугольной формы.
Свисающая форма, кенгай.
Свисающие формы деревьев встречаются в природе на крутых обрывах и отвесных скалах. Они очень глубоко укореняются в породах и растут вниз, свисая с грунта. Чтобы бонсай со свисающей формой выглядели эффектно, их располагают на специальных высоких столиках.
Литературная форма, бундзин-дзи.
Очень своеобразная форма с частыми изгибами и оборотами ствола и слегка наклонной обшей линией ствола. Очень часто бонсай этого стиля формируют из хвойных пород деревьев. В качестве исходного материала используют густоветвистые до самой земли деревца, нижнюю часть ствола которых полностью оголяют от веток. Обязательным условием является молодая, растущая вверх ствольная часть на очень мощном старом основании ствола. Верхушка растения должна быть хорошо сформирована. Часть ветвей должна располагаться уступами, примерно от 3 до 7.
Согнутая ветром, фукинагаши.
Обозначение этой формы не нуждается ни в каких пояснениях. Великолепный наглядный материал можно найти на морском берегу, где ветры и бури всегда дуют с одной стороны, благодаря чему растущие там деревья приобретают согнутую ветром форму.
Наклонный ствол, сякан.
Форма, часто встречающаяся в коллекциях бонсай. Сформировать бонсай этого стиля можно практически из всех пород деревьев. Это могут быть бонсай как с тонкими, так и с очень толстыми и мощными стволами. По возможности должна быть четко видна часть корней, чтобы создавалось впечатление, будто дерево немного выворочено из земли ураганом.
Размеры бонсай
Бонсай могут сильно отличаться по размерам. Самые маленькие из них едва достигают в высоту 8 см, однако есть также и деревья внушительных размеров высотой 130 см. При этом дела обстоят отнюдь не так, что маленькие по размерам бонсай молодые, а большие старые, выросшие за долгие годы. Будущий размер бонсай приблизительно устанавливается уже в самом начале формирования. Чаще всего основные скелетные ветви, по крайней мере их зачатки, уже имеются на растении, и они в значительной степени определяют, в каком стиле можно сформировать бонсай. И хотя с годами бонсай вырастает на несколько сантиметров в высоту, однако рост деревца ограничивается главным образом выработкой идеальной формы, к которой стремится любитель. Идеальный размер бонсай зависит в первую очередь от размера листьев. Из деревьев с мелкими листьями можно сформировать бонсай любого размера. У деревьев с крупными листьями или длинными иголками необходимо установить минимальный размер, при котором их можно представить в правильной пропорции (соотношение размера листьев к размеру самого дерева). Так, например, каштан должен иметь высоту от 1,20 до 1,50 м, чтобы выглядеть гармонично.
Подходящие деревья для различных размеров бонсай
• 8-20 см: можжевельник, ирга, рододендрон, ель;
• 20-30 см: барбарис, клен полевой, клен скальный, бирючина, сосна горная с мелкими иглами;
• 30-70 см: береза, орешник, сосна, клен ясенелистный (американский), вяз;
• 60-100 см: бук, дуб, бузина, клен ложно-платановый, клен платанолистный, сосна черная, лиственница, липа, ясень, клен ясенелистный;
• 100-130 см: платан, каштан, сосна черная, бузина, акция, глициния. Хорошо сформированные бонсай — это
деревья в миниатюре, сделанные предельно декоративными. Чтобы ориентироваться в формах и стилях, необходимо знать, из какой породы деревьев можно сформировать ту или иную форму. Например, из сосны с длинными иглами нельзя сформировать маленький бонсай, который был бы пропорциональным, то есть имел бы правильную пропорцию размеров самого деревца и его хвои. Это значит, что бонсай высотой 15 см с иглами длиной 8-10 см будет выглядеть непропорциональным. Существует большое количество форм и стилей бонсай, с которыми начинающему любителю не справиться. Поэтому целесообразно выбирать такие типовые формы, которые легко понять, но которые вместе с тем обладают огромным эстетическим воздействием. Это в первую очередь формы, растущие прямо или слегка наклонно или имеющие немного согнутый ветром облик. За сложные, причудливые и сверхдинамичные формы новичку браться не стоит.
Только после приобретения опыта и развития в себе чувства формы можно приступать к формированию бонсай сложных форм и стилей. Этот опыт приобретается не с помощью только специальных книг или журналов, он предполагает также и многолетнюю практическую тренировку на живом материале, поскольку научиться формировать бонсай можно только при помощи формирования бонсай.
Обычно начинающие любители снова и снова спрашивают, необходимо ли иметь старое дерево, чтобы сформировать бонсай? Ответ на этот вопрос таков, что возраст бонсай часто слишком переоценивают. Даже молоденькие бонсай могут быть очень выразительными и эффектными, если у них гармонично распределены ветви и сформирован красивый ствол. Таким образом, для формирования бонсай необязательно использовать только старые деревья. Однако существуют такие формы бонсай, которые невозможно сделать из молодых растений. К ним относятся формы с расщепленным стволом или с ветвями, с которых частично или полностью снята кора, а также крайне причудливые (изломанные) формы. В природных условиях на деревья оказывают влияние ветры и ураганы. Здесь же природой является сам создатель бонсай.
Смотреть и запоминать,
формировать
в соответствии с природой
Внимательное рассматривание деревьев и кустарников — важная подготовительная работа для занимающегося формированием бонсай любителя, поскольку натренированный глаз может быстрее оценить гармоничную форму дерева. Для развития чувства формы, необходимого при формировании бонсай, желательно зарисовывать или фотографировать отдельные деревья и сделать из этого материала небольшой архив, чтобы при необходимости под рукой всегда было достаточно образцов. Бонсай — это дерево в миниатюре, со всеми своими особенностями, которые имеет любое дерево в природе, такими, как красиво сформированные ветви и сучья, шершавая кора, сильный ствол и мощное основание корней.
Цель создания бонсай — формирование красивых, гармоничных и, прежде всего, здоровых форм деревьев, даже в том случае, когда речь идет об особых эффектах. Так, например, бонсай можно искусственно состарить, засушив отдельные части ствола и ветвей (см. стр. 29). При рассматривании формы любого понравившегося дерева необходимо обращать внимание на многие аспекты: Какова линия ствола? Он прямой, согнут, наклонен или имеет причудливую форму? Как у него расположены ветви? Гармонична ли форма кроны?
Все эти наблюдения могут оказаться очень полезными. При изучении образцов бонсай в природе обычно также думают о том, какой исходный материал может быть использован для последующего перенесения этой формы на бонсай. Формировать бонсай по образцу старой ели далеко не всегда необходимо только из ели. Для этого можно использовать и можжевельник. А для прототипа платана с успехом подойдет, к примеру, мелколистный клен полевой.
Идет ли речь о равнине, холмистой местности или высокогорье, каждый ландшафт имеет свою собственную форму деревьев; будь то строго вертикальная, плоская или наклонная, причудливая и странная. Так на равнинах деревья растут чаще всего прямо и относительно высоко. В холмистой местности или на плоскогорье деревья развиваются немного больше вширь. На берегу моря они нередко растут в одну сторону, туда, куда дуют ветры. Высоко в горах форма деревьев приземистая с очень мощным коническим стволом.
|